В поисках утраченного времени. Генеральный план восстановления и развития Бреста. Часть 3

0 0

В поисках утраченного времени. Генеральный план восстановления и развития Бреста. Часть 3

Фото из открытых источников (иллюстративное)

Завершающая треть утвержденного в 1947 году Генерального плана восстановления и развития Бреста была посвящена центру города, пишет «Вечерний Брест».

«Центр, сложившийся как район с большим количеством разнообразной зелени: от каштанов, ясеня, горного тополя, акации до дуба включительно – по праву может рассматриваться как район-сад, как район-парк.

Центр решен как парадный район города, как район сплошной зелени, в который вкраплены островной застройкой ведущие архитектурные ансамбли и кварталы района.

Центр в соответствии с основной идеей Генерального плана города Бреста решен как центральная зала народного въезда в город.

Из этого же решения вытекает строгая, спокойная и величественная архитектура застройки, светлая по своему тону отделочных материалов, дополняющая и обогащающая зеленые ансамбли этого живописного района.

Районом привокзальной площади начинается центральный район города. Проектируемый по оси улицы Карла Маркса новый железнодорожный вокзал – павильон красно-белого цвета, как бы олицетворяет сложившуюся конституцию ассоциаций, связанных с именем белорусского народа.

Противоположную сторону площади замыкают два трехэтажных здания: одно – гостиницы, другое – управления Брестского железнодорожного узла.

Привокзальная площадь вливается в основную административную улицу города – улицу 17 Сентября. Островно застроенная преимущественно административными зданиями в три этажа, светлого тона, она как бы окаймляет своей величественной простотой центральный район города с запада.

Спокойный архитектурный ансамбль улицы нарастает в своем звучании у пересечения с проспектом Гоголя, на оси которого развивается небольшая, в 1,5 га, центральная административная площадь города, именуемая Дворцовой.

Дворцовая площадь несет в себе тоже уверенное спокойствие и простоту всего архитектурного ансамбля улицы 17 Сентября.

Городской театр в колоннах открывает ее с юга, с запада и [в] торце ее проектируется красивейшее здание – Дворец города – лучшее здание города, с севера ее замыкает здание института, которое как бы завязывает Дворцовую площадь.

Проектируемая посреди площади высокая пятигранная колонна в честь легендарных героических защитников Брестской крепости, насмерть стоявших в суровой первой схватке с озверелыми немецкими полчищами, открывает взгляд на парадный ансамбль зеленого бульвара и застройки проспекта Гоголя, начинающегося намечаемой скульптурой советского воина со спущенным щитом, одержавшего победу над гитлеровской Германией и как бы благословляющего начало мирной жизни.

Дворцовая площадь вливается в продолжение улицы 17 Сентября (ныне ул. Ленина. – В.С.). Своего кульминационного звучания архитектура улицы 17 Сентября достигает на ее пересечении с проспектом Сталина (на тот момент ул. Московская, ныне проспект Машерова. – В.С.), где она вливается в строгую и торжественную круглую триумфальную площадь Победы.

Окаймленная с юга белой колоннадой, она откроет перспективу зеркальной глади Мухавца и Замухавецких зеленых далей, а проектируемые посредине площади триумфальные ворота, раскрывающие и славящие в своей архитектуре образ великого полководца мира генералиссимуса Сталина и победоносную Советскую Армию, открывают перспективы на историческую дорогу – проспект Сталина, – проложенную русскими армиями князя Владимира, Ивана Грозного, Петра Первого, Суворова, Багратиона, армией великого Ленина и великого Сталина.

Восьмидесятиметровый в ширину, в сплошной зелени, проспект Сталина будет застроен по обе стороны жилой застройкой в три этажа и в акцентирующих архитектурных узлах, зданиями в 4 этажа, потечет спокойно до пересечения с улицей Ленина, на оси которой образуется небольшая площадь имени Ленина.

Белая монументальная скульптура В.И. Ленина начинает проспект Ленина и открывает на юг перспективу на фонтанированную эспланаду, спускающуюся к реке Мухавец, и на восток – к замыкающему центральный район Суворовскому мосту.

Одетый в гранит и мрамор, мост будет венчать высокий четырехгранный постамент, на котором белый скульптурный конь вздыбил высоко к небу своего седока – непобедимого русского полководца Александра Васильевича Суворова.

Мост откроет перспективу на город.

Брест лежит у его подножья. То там, то здесь архитектурные вертикали организуют основные направления магистралей центрального района и ведут Вас от проспекта Ленина к проспекту Гоголя, к площади Грибоедова, где благодарное потомство запроектировало воздвигнуть ему, в честь его четырехгодичного пребывания в старом Бресте, памятник-библиотеку его имени, далее к Дворцовой площади и, наконец, к большим паркам Победы и Тысячелетия, зеленый бархат которых сливается на горизонте города с суровостью и строгостью государственной границы Союза ССР…»

В качестве иллюстрации использован проект центральной площади, предложенный в 1946 году главным архитектором Бреста Петром Леоновым.

Читать по теме: В поисках утраченного времени. Генеральный план восстановления и развития Бреста. Часть 1
Читать по теме: В поисках утраченного времени. Генеральный план восстановления и развития Бреста. Часть 2

Источник: onlinebrest.by

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.